Как снять крестовину с кардана: как выпрессовать, заменить, запрессовать и правильно поставить
Руководство по всем операциям: как правильно снять/выпрессовать крестовину из кардана, как запрессовать новую, как собрать и поставить крестовину без перекоса, что проверить после установки и когда лучше обратиться на пресс/стенд.

Коротко: когда менять крестовину и чем это грозит
Крестовина карданного вала изнашивается из-за воды, грязи, перегрузок и отсутствия смазки. Симптомы — щелчки при трогании/переключениях, люфт в чашках, вибрация на скорости, рывки под тягой. Если затянуть с ремонтом, появляются биения, ускоренный износ подвесного подшипника и сальников редуктора, вплоть до разрушения узла.
Техника безопасности
- Работайте на яме/подъёмнике, автомобиль надёжно зафиксируйте, используйте подпорки.
- Очки и перчатки обязательны: стопорные кольца «стреляют», иглы подшипников острые.
- Не бейте по тонким «ушам» вилок — их легко деформировать. Предпочтительны пресс или мощные тиски + оправки.
- При нагреве не перегревайте рядом расположенные сальники/резину.
Инструменты и расходники
- Пресс (5–12 т) или мощные тиски 150–200 мм, комплект оправок/головок.
- Съёмник/плоскогубцы для стопорных колец (внутренние/наружные).
- Молоток (лучше медный/латунный), добойники, выколотки.
- Проникающая химия, очиститель, щётка по металлу, мелкий надфиль для «завальцовки»/заусенцев.
- Микрометр/штангенциркуль (померить диаметр чашек и ширину крестовины), маркер/керн для меток.
- Новая крестовина в сборе с чашками, стопорными кольцами разных толщин (если предусмотрено), смазка для крестовин (с MoS₂), при наличии — пресс-маслёнка.
Какой способ фиксации чашек у вас
- Внутренние стопорные кольца в «ушах» вилок. Самый распространённый вариант. Кольца сидят в канавках, скрыты смазкой/ржавчиной.
- Наружные стопорные кольца по торцам чашек. Встречается на части валов — кольца видны снаружи.
- Завальцовка (обжатие) или пластиковая фиксация. Чашки «прихвачены» металлом вилки или пластиком по периметру. Такие вилки часто не ремонтируют без обработки в мастерской (расточка/фрезеровка и монтаж ремонтных стопорных колец). Если завальцовка выраженная — готовьтесь ехать на пресс к специалистам.
Подготовка к разборке: метки, фиксация, очистка
- Поставьте метки на стыках фланец–вилка и на вилках кардана (одна плоскость). Это сохранит фазировку.
- Тщательно очистите «уши» вилок от грязи. Найдите стопорные кольца, залейте проникающей химией, вычистите канавки щёткой.
- Снимите карданный вал с авто (или секцию). Защитите фланцевые поверхности.
Как снять/выпрессовать крестовину из кардана
Шаг 1. Снятие стопорных колец
- Сожмите/разожмите кольца съёмником и аккуратно выньте. Если «прикипели» — очистите канавку, покачайте кольцо шилом, можно слегка прогреть «уши» феном.
- При завальцовке снимите фаску надфилем/борфрезой до появления чистой канавки (только в мастерских с опытом).
Шаг 2. Выпрессовка первой пары чашек
- Установите вилку на тиски/пресс так, чтобы вышедшая чашка имела «окно» для выхода (подпорная втулка/головка большего диаметра).
- Оправкой/выколоткой упирайтесь в противоположную чашку и давите прессом до выхода чашки из уха. В тисках — плавно затягивайте; лёгкие удары по «уху» через латунь допустимы для снятия напряжений.
- Выньте первую чашку, сдвиньте крестовину, выпрессуйте вторую чашку.
Шаг 3. Выпрессовка второй пары чашек
Разверните вилку на 90°. Повторите процедуру для оставшейся пары. После этого крестовина извлекается из вилки.
Подбор новой крестовины
- Размеры: измерьте диаметр чашки и ширину крестовины (по посадочным торцам). Эти параметры определяют номер/типоразмер.
- Тип фиксации: под внутренние или наружные стопорные кольца. Кольца часто идут разной толщины — для подбора преднатяга.
- Обслуживаемая/необслуживаемая: с пресс-маслёнкой или без. Для тяжёлых условий и внедорожников лучше обслуживаемые.
- Качество: иглы подшипников без раковин, чашки без задиров, смазка чёрная (с MoS₂) или согласно спецификации производителя.
Как правильно запрессовать и собрать крестовину
Шаг 1. Подготовка крестовины
- Снимите чашки и зафиксируйте иглы смазкой, чтобы они не «упали» при монтаже. Не допускайте попадания мусора внутрь.
- Сориентируйте крестовину так, чтобы пресс-маслёнка (если есть) была доступна для шприца после установки на автомобиль.
Шаг 2. Первая пара чашек
- Вставьте крестовину в «уши» вилки, заведите первую чашку снаружи и вдавите её прессом до появления канавки под стопор.
- Поставьте стопорное кольцо. Проверьте, что оно село в канавку по всей окружности.
- С противоположной стороны заведите вторую чашку и вдавите до установки кольца.
Шаг 3. Вторая пара
Разверните узел и повторите шаги для второй пары. Следите, чтобы иглы не сдвинулись — при сопротивлении разберите и проверьте чашку.
Шаг 4. Центровка и ход
- Лёгкими ударами молотка по вилке (через латунь) снимите внутренние напряжения.
- Крестовина должна плавно ходить во всех направлениях без заеданий и ощутимого осевого люфта. Если туго — проверьте толщину колец: поставьте тоньше, но без появления люфта.
- Смажьте узел шприцем через маслёнку до выхода свежей смазки из-под манжет чашек.
Шаг 5. Сборка секций и фазировка
Совместите ранее поставленные метки на вилках/фланцах. Затягивайте крепёж с применением новой стопорной шайбы/резьбового фиксатора и моментом по мануалу.
Проверки после сборки: люфты, ход, фазировка
- Пальцами проверьте все направления хода: заеданий быть не должно.
- Проверьте посадку стопорных колец — кольца не должны «болтаться» в канавках.
- Убедитесь, что маслёнка доступна, пыльники чашек целые, смазка не выдавлена по сальникам.
- После установки на авто — тест-драйв. Если появилась новая вибрация, проверьте фазировку/крепёж и при необходимости выполните балансировку кардана.
Типичные ошибки и как их избежать
- Выбивание «по-старинке» кувалдой. Гнёт «уши» вилок → перекос → быстрый износ.
- Иглы подшипников упали. Чашка не садится, ход тугой/с заеданием. Разобрать, собрать заново.
- Неправильные стопорные кольца. Толщина не та — либо люфт, либо клин. Используйте комплектные кольца, подбирайте толщину.
- Потеря фазировки. Не сделали метки — получили вибрации.
- Неправильная ориентация маслёнки. Потом к ней не подлезть — узел останется без смазки.
- Работа с завальцованной вилкой без обработки. Выкрашивание посадок. Такие вилки — в мастерскую.
Когда лучше на пресс и балансировочный стенд
- Сильная коррозия/завальцовка чашек, сломанные/заподлицо кольца, повреждённые канавки.
- Тугой ход крестовины после правильной сборки — подозрение на «поведённые» уши вилки.
- После ремонта появилась ощутимая вибрация — необходима проверка на стенде, дефектовка и балансировка.