Как поменять крестовину на кардане ВАЗ-2107: снятие, разборка и установка
Пошаговая инструкция по замене крестовины карданного вала ВАЗ-2107: что подготовить, как снять карданного вала узел, выпрессовать чашки, поставить новую деталь и собрать без вибраций. Подходит для «классики» ВАЗ-2101…2107.

Коротко: когда нужна замена и что даст
Замена крестовины карданного вала требуется при стуках на трогании, люфте, появлении вибрации на скорости и следах смазки у чашек. Правильная замена своими руками возвращает плавность переключении передач и убирает посторонние шумы трансмиссии автомобиля.
Техника безопасности и подготовка места
Работайте на смотровой яме или подъёмнике. Машину фиксируйте, под заднее колесо поставьте упоры. Под поперечину кузова ставят надёжную подставка. Освещение должно быть хорошим, рабочая зона — чистой.
- Очки и перчатки обязательны — стопорные кольца иногда слетают с силой.
- Не бейте по вилку шарнира напрямую — используйте проставку из мягкого металла.
- Проушины вилки карданного узла не должны деформироваться при демонтаж.
Инструменты, расходники и новые детали
- Тиски крупного размера или небольшой пресс, набор оправок/головок.
- Съёмник для стопорных колец, пассатижи, шило, лопаткой-крючок.
- Набор ключей/головок: гайки крепления и болты крепления фланцев.
- Щетка по металлу, очиститель, WD-40 (или керосином) для прикипевших мест.
- Новая крестовина ВАЗ-2107 в сборе: чашки крестовины, стопорные кольца, уплотнительные элементы, смазка для игольчатые подшипники.
- Маркер для меток, ветошь, перчатки.
Снятие карданного вала ВАЗ-2107
Перед снятия кардана сделайте метки. Это важно для возврата колёсной плавности.
- Переведите коробки передач в нейтраль. Зафиксируйте автомобиль.
- Отметьте маркером взаимное положение фланцевая части карданного вала и хвостовику заднего моста, а также передний стык у коробки передач.
- Открутите гайки крепления и болты крепления фланцев заднего моста. Снимите скобы, если стоят.
- Открутите крепления подвесной опоры (если она есть на вашей модификации).
- Сдвиньте карданного вала назад и снимите со стороны коробки передач. Ветошь подставьте заранее.
Метки, ориентация вилок и проушины
На вилки карданного вала нанесите риски. Вилки должны остаться в одной плоскости относительно друг друга. После этого при сборке детали вернутся на своё место без перекосов.
Как снять крестовину с кардана ВАЗ-2107
1) Снятие стопорных колец
- Очистите посадочные места в проушины. Уберите ржавчину и грязь.
- Снимите стопорные кольца пассатижами. Если не идут — обработайте WD-40. Дайте время составу, потом повторите.
2) Выпрессовка чашек крестовины
- Установите вилку на тиски: с одной стороны подложите головку большего диаметра как «окно», с противоположных сторон давите оправкой.
- С усилием и без рывков сместите крестовину. Первая чашка выйдет наружу. Снимите её, затем выдавите вторую.
- Поверните узел на 90°, выбиваем вторую пару «чаши» тем же способом. Крестовина освободится.
Как поставить крестовину на кардан ВАЗ-2107
Подготовка новой детали
- Проверьте, что чашки крестовины заполнены смазкой, роликовые элементы игольчатого подшипника на своих места.
- Сориентируйте пресс-маслёнку, если она есть, чтобы к ней был доступ после установки на автомобиль.
Запрессовка и установка стопорных колец
- Вставьте крестовину в вилку карданного вала. Заводим первую чашку снаружи и плавно вдавливаем до появления канавки.
- Ставим стопорное кольцо. Повторяем для чашки с противоположных сторон.
- Разворачиваем на 90°, устанавливаем оставшиеся чашки и стопорные кольца.
- Проверьте ход: крестовина должна двигаться легко, без заеданий и люфта.
Запрессовка без пресса: тиски, оправки, помощь молотка
Процедуру можно выполнить в гаражных условиях. Используйте тиски, ровные оправки и плавное усилие.
- В качестве упоров подойдут головки подходящего диаметра.
- Удары молотком допустимы по оправке, а не по проушины.
- После каждого «шага» ставьте стопорное кольцо и контролируйте ход.
Сборка карданного вала: проверки и первый запуск
- Соберите узел в обратной последовательности. Совместите метки на фланцах и вилках. Это снизит риск вибрации.
- Затяните гайки крепления и болты крепления с рекомендованным моментом (см. руководство по ремонту автомобилей ВАЗ).
- После того как крестовина заменена, проконтролируйте отсутствие люфта и посторонних звуков при включении передачи.
Таблица: что проверить «после того как крестовина заменена»
| Проверка | Что должно быть | Как проверить |
|---|---|---|
| Свободный ход крестовины | Без заеданий и стуков | Плавно покачайте вилки карданного вала |
| Посадочные места чашек | Стопорные кольца в канавках | Визуальный осмотр проушины с двух сторон |
| Крепление к заднего моста | Гайки/болты затянуты | Динамометрический ключ, повторная протяжка |
| Баланс и звуки в движении | Вибрация отсутствует | Короткая поездка по ровным дорогах |
Ошибки при замене крестовины и как их избежать
- Перекос чашек. Разные стороны затянули неравномерно — появится зазор или тугой ход.
- Стопорные кольца не сели. Грязь в канавках — снимите, очистите и установите заново.
- Игольчатый подшипник разрушён. При сборке роликовые элементы сместились — разберите и поставьте на свои места.
- Нет меток. После этого часто появляется вибрация. Всегда метите взаимное расположение деталей.
- Смазки мало. Добавьте смазку, пока она не выйдет кромкой чашек.
Полезные материалы и связанные работы
- Ремонт карданного вала — полное восстановление узла, замена карданного шарнира, дефектовка вилок.
- Замена подвесного подшипника — когда менять опоры и что проверить вместе с крестовиной.
- Ремонт карданных передач и изготовление новых — новые элементы для классики и полуоси.
Вопросы и комментарии
Если остались вопросы — задайте их в комментариях. Нам важно видеть обратную связь: что получилось, а где потребовалась помощь. Мы обновим материал, добавим новые разделы и фото по вашим комментариям.